Методические рекоменд...

1824 marta o'qildi
Сценарий праздника Навруз

На сцену выходят ведущие.

Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны. По-разному отмечали его разные народы. Но все – как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год. Навруз это что-то больше нежели просто праздник. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа.

На сцену выходят ведущие.

Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны. По-разному отмечали его разные народы. Но все – как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год. Навруз это что-то больше нежели просто праздник. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа.
       Навруз отмечался еще три тысячелетия назад по солнечному календарю 21 марта, - в день весеннего равноденствия. Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник весны Навруз не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы.

       Происхождение праздника - древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры. (По некоторым источникам, Навруз, или праздник, очень похожий на него, праздновали задолго до рождения Зарэтуштры.) Навруз или Ноуруз (Наурыз, Неуроз и т.д) на фарси и таджикском означает - «новый день». В этот день древние персидские цари надевали на голову корону с изображением солнечного годового цикла, участвовали в богослужениях в Храме Огня и раздавали щедрые подарки подданным. В последствии праздник укоренился у большинства народов Центральной Азии, не только ираноязычных, но так же тюркских, испытавших на себе влияние зороастрийской культуры.

Традиция связывает Навруз с именем легендарного царя Джамшида, которому посвящено немало строк эпической поэмы Фирдоуси "Шахнаме". В "Шахнаме" говорится, что золотым веком было для людей семисотлетнее царствование Джамши¬да. Это он научил людей носить одежду из ткани вместо звериных шкур, разделил их по профессиям и сословиям, упорядочил законы и правила, по которым должны жить люди. И ещё очень много полезного сделал и подарил своим подданным Джамшид. В "Авесте" говорится, что он возжёг в Хорезме первый по святости огонь среди других священных огней зороастризма, огонь жречества - Атур-Фарыбаг. Впоследствии этот огонь был перенесён то ли на запад, то ли на восток, но первоначально он горел именно в Хорезме и зажёг его именно Джамшид.

         Зороастрийский календарь один из самых древних. Его история насчитывает более 4000 лет. Он был распространен в Персии, Мидии (современный Иран) и других странах Среднего Востока.    Зороастрийский календарь — религиозный, в нем все годы, месяцы и дни посвящены ангелам и святым. Календарь назван в память основателя религии древних персов пророка Заратуштры. По-гречески его имя звучит как Зороастр, что значит «сын звезды». Календарь древних персов основан на движении планеты Сатурн — самой дальней из видимых глазом планет Солнечной системы. Персы называли эту планету Кейван — «владыка времени». Интересно, что и греки называли Сатурн Кроном или Хроносом, что означает «бог времени». Отсюда произошло название современной науки о времени — хронология. Но вернемся в древнюю Персию. Итак, в основе зороастрийского календаря лежал цикл планеты Сатурн. Персы считали его равным 32 годам (современный цикл Сатурна 29,5 года). Каждый год насчитывал 12 месяцев по 30 дней. Получалось 360 дней. Кроме того, были несколько дней, которые не входили в календарь. Это 5 или 6 дней поста перед наступлением Нового года. Новый год зороастрийцы праздновали в день весеннего равноденствия (см. РАВНОДЕНСТВИЯ), которое по современному календарю наступает 20–21 марта.
         Каждый год носит имя одного из ангелов или самого Бога-Творца, но имеет и символ священного животного — покровителя года. Всего таких животных, как вы понимаете, 32, по числу лет в календаре: Олень, Баран, Мангуст, Волк, Аист, Паук, Уж, Бобер, Черепаха, Сорока, Белка, Ворон, Петух, Бык, Барсук, Верблюд, Еж, Лань, Слон, Лошадь, Гепард, Павлин, Лебедь, Рысь, Осел, Белый Медведь (бурого медведя персы священным животным не считали, вероятно из-за его непредсказуемого и коварного нрава), а также Орел, Лиса, Дельфин, Кабан, Филин и Сокол.
          Персы полагали, что их характеры отражаются и на событиях года, и на свойствах и облике людей, в этот год рожденных. Они внимательно наблюдали за животным — символом года, пытаясь по его поведению предугадать грядущие события и прочесть волю ангела, управляющего годом.
Они считали, что люди, рожденные, например, в год Оленя, обладают благородством, чувством собственного достоинства, целеустремленностью. В год Оленя хорошо заключать договоры и соглашения, они долго сохраняют свое действие.
В год Волка рождаются люди отчаянные и бесстрашные, но сам год опасен войнами и стихийными бедствиями.
В год Аиста рождаются поэты и путешественники, в год Мангуста — борцы со злом в любых его проявлениях.
       Названия месяцев зороастрийского календаря отсылают нас к мифам и легендам. Так, первый месяц называется Фравардин и посвящен предкам. Считается, что в первые дни года души умерших родственников посещают Землю в виде птиц. Празднование Нового года в Персии и других странах, где исповедуется зороастризм, обязательно включает обряды, связанные с воспоминаниями о предках, с семейными традициями, посещением родственников.
Второй месяц, Аша-Вахишта, посвящен Закону и Истине, третий месяц, Хаурват, — Целительству и Милосердию. Четвертый месяц — Тиштрия. Персы считали, что это имя Небесного Всадника, отгоняющего от Земли тьму, засуху и смерть, дарующего полям живительную влагу. Пятый месяц, Амертат, посвящен ангелу бессмертия, вечной жизни.
Шестой месяц, Шахревар, назван в честь предводителя Небесного Воинства, защищающего Землю от злых сил. Этот месяц отдан раздумьям и покаянию. Близится осеннее равноденствие, дни становятся все короче и короче, ночи — длиннее. Тьма наступает на Землю.
Следующий, седьмой, месяц носит имя Митры, ангела договора. После осеннего равноденствия световой день стремительно сокращается, и Митра призывает людей объединиться перед наступающей зимой.
Восьмой месяц называется Апам-Напат и связан с очищением от грехов. Девятый месяц называется Атар, что по-персидски значит «огонь». Месяц Атар предваряет зимнее солнцестояние, затем день начинает медленно прибывать, увеличиваться, а Солнце все выше и выше поднимается над горизонтом. Самое темное время года миновало.
Десятый месяц наступает по зороастрийскому календарю сразу после зимнего солнцестояния. Он называется Датуш и посвящен Богу-Творцу нашего мира. В этот месяц празднуется рождение пророка Заратуштры.
Одиннадцатый месяц называется Воху-Мана. Это имя ангела-вестника, через которого людям сообщается Божья Воля.
Последний, двенадцатый, месяц зороастрийского календаря называется Спента-Армайти, что в переводе означает «Благодетельный Мир». Он посвящен земле, ее плодородию, материнской щедрости. В обязанности каждого зороастрийца входила забота о ее чистоте, красоте и гармонии, говоря современным языком — об экологии. Эти экологические принципы были сформулированы древними персами давным-давно, и отступление от них строго наказывалось, ведь Земля считалась божеством.

На сцену выходят ученики.

Навруз! Весны заря! Ты встречал народ,
Таясь от злых очей, запреты презирая ,
Народу Ты дарил надежду в дни невзгод,
Храня в себе залог преображенья края.
Свой верный путь найдя, приветствуем Навруз,
Даём отпор вражде, обманутых - прощаем,..
Цвети, весна, любви! Живи, сердец союз!
Расцвет своей души Наврузу посвящаем!...
Мухитдин Джаббар

Когда приходит к нам Навруз,
Цвету! сады, цветут поля!
Когда приходит к нам Навруз,
Весною дышит вся земля!
Когда приходит к нам Навруз,
Звучат и музыка, и смех,
И, поздравления принимая,
Мы сами поздравляем всех!

И вновь приходит праздник к нам,
Говорим ему: "Салом",
Ярким солнцем озарён.
Всюду гость желанный он!
Над просторами родного края
Повеяло дыханием весны.
Бахор-ханум сюда идёт,
Всем радость, счастье принесет!

Всем весеннего цветения.
Радости, сердечных уз!
Счастье в жизни, вдохновение
Пусть подарит вам Навруз!

1-ведущий:

Сколько песен на земле
Все они - тебе и мне
Будет шире крут друзей,
Льётся песня веселей!

2-ведущий: Навруз - это праздник дружбы, так пожелаем людям всей земли
мира, дружбы и любви!
1-ведущий: Навруз - это праздник дружбы!
2-ведущий: Навруз - это праздник гостеприимства!
1-ведущий: Навруз - это праздник миролюбия!
2-ведущий: Навруз - это праздник доброты!
1-ведущий: Навруз - это праздник милосердия!
2-ведущай: Желаем вам всем мира и спокойствия, счастья, успехов, великих свершений на пути создания государства с великим будущим! Пусть этот год принесёт вам удачу!
Объявляется праздничный концерт, подготовленный учащимися школы, Праздник завершается массовым гулянием.


Назад