Узбекская литература

1584 marta o'qildi
"Кутадгу билиг" Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни

Среди выдающихся мыслителей прошлого особое место принадлежит автору гениальной этико-дидактической поэмы “Кутадгу билиг” (“Благодатное знание”) Юсуфу Хас Хаджиб Баласагуни

"Кутадгу билиг" Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни Среди выдающихся мыслителей прошлого особое место принадлежит автору гениальной этико-дидактической поэмы “Кутадгу билиг” (“Благодатное знание”) Юсуфу Хас Хаджиб Баласагуни, который вне всякого сомнения был выдающимся поэтом, высокообразованным человеком, знатоком человеческой души, философом, ученым-энциклопедистом, стихотворцем, владевшим всеми тонкостями поэзии и тюркского фольклора. О жизни автора поэмы известно немного. Все немногочисленные сведения о нем мы находим в содержании самой поэмы. Поэма “Кутадгу билиг” была написана в 1069-1070 гг. в Кашкаре, которую Юсуф Баласагуни сочинил, по его собственным словам, за восемнадцать месяцев. К этому времени ему исполнилось пятьдесят четыре года. Таким образом, Юсуф Баласагуни родился в 1015-1016 гг в г.Баласагуне (недалеко от г.Токмак Кыргызстана). Завершив книгу, автор преподнес ее в дар “Царю Востока и Китая” Тавгач-Бограхану, который в знак благодарности пожаловал поэту звание “Хас Хаджиб”- министра царского двора. Это была одна из самых почетных и влиятельных должностей, о которой автор “Кутадгу билиг” пишет следующее: Все знать и радеть обо всем до конца Великий хаджиб должен в поте лица. И если подумать, суть дел разумея, Служенье ходжиба - всех служб тяжелее. Зовешься хаджибом - всем этим владей - И сможешь вести за собою людей. Об этом сужденье поэта глубоко, Несведущим слово его - будто око: “Хаджиб должен десять достоинств иметь: И оком, и слухом, и сердцем владеть, Быть умным и статным, красивым и ладным, Разумным и мудрым, и - делу радеть!” Язык, на котором создана поэма, принято считать древнеуйгурским или караханидско-уйгурским. Поэма Юсуфа Хас Хаджиб дошла до нас в трех рукописях: 1. Венская, по месту нахождения, или гератская, по месту переписки, рукопись. Обнаружена и приобретена у букиниста австрийским ученым Иосифом фон Хаммер-Пургшалем в Стамбуле в 1796 году и передана в Венскую Королевскую библиотеку. Рукопись написана уйгурскими буквами и в ней отсутствует целый ряд бейтов. 2. Каирская рукопись. Написанная арабским письмом, рукопись была обнаружена в 1896 г. в Каире в Хидивской библиотеке ее директором немецким ученым Б.Морицем. Экземпляр также дефектный, так как много бейтов в нем отсутствует. 3. Наманганская рукопись - самая полная из известных рукописей. Написанная арабским письмом, она была обнаружена узбекским ученым А.- З.Валидовым в 1913 г. в Намангане. В настоящее время рукопись хранится в Институте востоковедения Академии наук Республики Узбекистан. Существует также еще несколько переводов и изданий поэмы “Кутадгу билиг”, в частности на турецком, уйгурском, немецком, азербайджанском и некоторых других языках. На современный узбекский язык поэма переведена К.Каримовым в 1971 году. Поэма “Кутадгу билиг” содержит 6520 бейтов, разделенных на 85 глав; кроме того, поэма имеет три приложения, содержащих 124 бейта, разбитых на три главы. Основная часть поэмы написана в форме двустиший месневи, арузом, размером “сокращенный мутакариб”; первое приложение написано полным мутакарибом. При всей своей этико-моралистической направленности поэма Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни “Кутадгу билиг” является философским произведением, в котором анализируется смысл и значение человеческой жизни, определяются обязанности и нормы поведения человека в обществе. Исключительно важным моментом поэмы является то, что в ней содержатся достаточно критические высказывания, которые призваны изменить к лучшему само общество. Основная идея поэмы “Кутадгу билиг” держится на четырех постулатах, выраженных автором посредством героев: 1. Твердый правильный закон, олицетворением которого является Кюнтогды (в переводе оно звучит как “взошло солнце”). 2. Счастье. Его олицетворением является образ справедливого визиря Айтолды (в переводе “полная луна”). 3. Разум. Его олицетворяет сын визиря Огдюльмиш (в переводе “благоразумный”). 4. Будущее, загробная жизнь. Это понятие олицетворяет брат визиря Одгурмиш (в переводе “пробуждающий”). Сюжет поэмы построен на основании бесед героев друг с другом и их писем, в которых затрагиваются различные темы: о неотвратимости смерти и необходимости мыслей о грядущей вечной жизни и морали. Предшествует этому вводная глава, где автор в соответствии с традицией восхваляет Всевышнего, пророка мусульман и его четырех праведных халифов, унаследовавших власть после смерти пророка. Затем переходит к воспеванию весны и “поет гимн” правителю Тавгач-Богра-Карахану. Потом Юсуф Хас Хаджиб говорит о семи планетах и двенадцати знаках зодиака, повествует о достоинствах людей, пользе языка. Лишь с 398 бейта начинает автор повествование о главном действующем лице поэмы правителе (элике) Кюнтогды. Основное содержание “Кутадгу билиг” заключается в следующем: восхищенный мудростью элика некто Айтолды решил пойти к нему на службу. Проявив незаурядные способности и знания, он получает от элика пост визиря. Между эликом и визирем происходят многочисленные беседы на самые разнообразные темы. Последовательно они обсуждают такие понятия как Счастье, Справедливость, говорят о достоинствах языка и пользе речи. На старости лет Айтолды принимает решение уйти на отдых и представляет элику своего сына Огдюльмиша. Сын заменяет на должности визиря отца, и затем автор поэмы повествует нам о беседах элика с ним. Темы, затрагиваемые ими, также самые разнообразные. Это и о сущности ума, достоинствах бека, какими должны быть различные служащие при дворе, каково должно быть отношение к слугам. По совету Огдюльмиша элик приглашает во дворец Одгурмиша. В заключительных главах поэмы повествуется о беседах и переписке элика и Огдюльмиша с Одгурмишем. Круг вопросов, обсуждаемых ими, достаточно разнообразный. Общественно-политические взгляды Юсуфа Баласагуни, судя по содержанию поэмы, сформировались под влиянием ислама и предписаний шариата, регулирующего юридические и морально-этические отношения мусульман. Автор поэмы показывает каким должны быть не только правители, но и простые люди; какими личностными качествами они должны обладать. Таким образом, автор поэмы выдвинул в своем произведении целый ряд справедливых требований к руководству общества: быть образованными, заботится о людях, хорошо знать литературу и искусство и т.д. Поэма “Кутадгу билиг” является во многом совершенной. Это и достаточно высокий уровень общественных отношений в обществе, и огромное значение культуры отношений между людьми, и культуры вообще, и, особенно, наличие нравственных понятий и основ воспитания подрастающего поколения. И можно предположить, что в то время такое объемное и высокохудожественное произведение было далеко не единственным. Судя по всему, была хорошо развита поэтическая традиция, и Юсуф Хас Хаджиб Баласагуни был одним из лучших ее представителей.


Назад