История

1509 marta o'qildi
Духовное и культурное развитие Узбекистана за годы независимости.

После обретения независимости Узбекистану предстояло решить еще одну неотложную задачу — воспитание граждан, достойных своего времени.

После обретения независимости Узбекистану предстояло решить еще одну неотложную задачу — воспитание граждан, достойных своего времени. Для этого в первую очередь необходимо было создать условия для возрождения духовного наследия узбекского народа,, которое является объединяющей силой, связывающей прочными узами народ и государство. Духовное наследие — это созданные нашими предками духовные ценности, т. е. политические, философские, правовые и религиозные взгляды и учения, нормы поведения, вошедшие в житейскую практику, памятники науки и культуры, произведения искусства как отражение эволюционного развития общества. Наше государство испытало не одно нашествие иноземных захватчиков, но несмотря на это, народ сохранил свою самобытность и приумножил духовное наследие предков. В советский период с классовой точки зрения наши национальные ценности, традиции и обычаи стали делить на прогрессивные и реакционные. Вековые духовные ценности, к которым прицепили ярлык реакционности, подвергались беспощадной критике и гонениям. Многие исторические памятники стали жертвой идеологической агрессии: разрушались, лишались присмотра, книги и рукописи не только не переиздавались, но и запрещались, а порою просто уничтожались. Благодаря независимости наш народ избавился от духовного гнета, перед ним открылись широкие возможности для свободного творчества, приобщения к национальной культуре и национального возрождения. В 1991 г. Узбекистан праздновал 550-летий Юбилей Алишера Навои. К юбилею вышло в свет 20-томное полное собрание сочинений великого поэта. Кроме того, большим тиражом были изданы крупные сочинения поэта, такие, как «Лисон уттайр», «Сабан сайёр», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Хайрат ул-аброр» и др. Читатель получил в подарок несколько научно-популярных изданий. Юбилею великого поэта были посвящены спектакли и кинофильмы. Была учреждена премия им. Алише-ра Навои. Институту литературы было присвоено его имя. В государственном литературном музее появились новые экспонаты. В центре Ташкента сооружен величественный памятник нашему гениальному предку, который ныне превратился в место паломничества. 1994 год прошел под знаком 600-летнего юбилея Улугбека, который отмечался не только в республике, но и в мировом масштабе, поскольку его научное наследие сказалось на развитии всей цивилизации. Стало традицией проведение ежегодных торжеств, посвященных юбилеям Алишера Навои, Бабура, Машраба, Агахи, Фурката, Фитрата, Чулпана, Абдуллы Кадыри, Усмана Насыра и других выдающихся поэтов и просветителей. Например, торжества, посвященные памяти Машраба, прошли в мае 1992 г. в Ташкенте и широко отмечались на родине поэта, в городе Намангане, где его именем назвали новый парк. В годы независимости более доступным стало творчество Чулпана, Фитрата, Бехбуди, Файзуллы Ходжаева и других представителей творческой интеллигенции. В частности, в этот период вышли из печати «Падаркуш» Бехбуди, повесть «Киёмат», драма «Абдулфайзхан» Фитрата. Тогда же увидели свет отдельные стихи Чулпана в журнале «Гулистан», а одно из крупных его произведений «Кеча ва кундуз» (День и ночь) напечатано в журнале «Шарк юлдузи». В 1994 г. создан общественный культурно-просветительский центр, при котором действует благотворительное общество «Олтин мерос» (Золотое наследие), пользующееся поддержкой государства. Деятельность центра сосредочена на распространении передовых идей, воспитании здоровых сил в обществе, преданных идеалам Родины и международного сотрудничества. За относительно короткое время центр с помощью социологических исследований и опросов разработал программу мероприятий культурно-просветительского характера, проводимых при содействии общественных объединений, научно-творческих учреждений и орга­низаций, в тесном сотрудничестве со средствами массовой информации: регулярные выставки, собрания и т. д. Активное участие в решении культурно-просветительских проблем принимало государство — главный инициатор реформ. Государство выделяло из бюджета огромные средства на культуру и просвещение, на создание сети соответствующих организаций. Большую роль в возрождении национальной самобытности сыграло придание узбекскому языку статуса государственного.Закон «О государственном языке Узбекской республики» принят 21 октября 1989г. После его принятия в республике произошло немало перемен. Узбекский язык занял прочное место в делопроизводстве. Коренные изменения произошли в области народного образования, науки, средств массовой информации. Стали восстанавливаться первоначальные исторические и географические названия объектов. Движение в указанном направлении закрепил закон «Об узбекском алфавите, основанном на латинской графике», принятый 2 сентября 1993 г. и создавший благоприятные условия для внедрения узбекского языка в мировую коммуникационную сеть. 22 декабря 1995 г. была принята окончательная редакция закона «О государственном языке Республики Узбекистан». В высших педагогических учебных заведениях и университетах были открыты специальные факультеты и отделения, где готовят преподавателей узбекского языка со знанием латиницы, стали создаваться учебные пособия и руководства. Перевод узбекского языка на латинский алфавит предстоит осуществлять постепенно и завершить к 2005 году. Были внесены отдельные коррективы в закон о государственном языке. В частности, согласно статье 4 руководящим работникам вменялось в обязанность владение узбекским языком. Практика показала, что тысячи квалифицированных работников, которые в течение длительного времени практиковали в своей деятельности русский язык, не в состоянии выполнить это требование. Для них было сделано исключение и предоставлена возможность работать в привычном режиме.


Назад