Методические рекоменд...

1626 marta o'qildi
ДЖЕК ЛОНДОН – ПЕВЕЦ МУЖЕСТВА И СТОЙКОСТИ.

Джек Лондон – один из крупнейших американских писателей, автор многих рассказов, повестей и романов.   Родился  Джек Лондон (настоящее  имя Джон  Гриффит) родился 12 января  1876 года в  местечке  Глен Эллен, близ Сан-Франциско. Жизнь Лондона была трудной и яркой, наполненной борьбой и трудом.

Джек Лондон – один из крупнейших американских писателей, автор многих рассказов, повестей и романов.   Родился  Джек Лондон (настоящее  имя Джон  Гриффит) родился 12 января  1876 года в  местечке  Глен Эллен, близ Сан-Франциско. Жизнь Лондона была трудной и яркой, наполненной борьбой и трудом. Он вырос в семье разорившегося фермера, вынужденного оставить своё хозяйство и искать счастья в городе. Но побороть нужду отец будущего писателя так и не смог. С ранних лет Джеку Лондону пришлось столкнуться с тяжёлыми лишениями. Чем только не занимался он в детстве  и юности, зарабатывая на жизнь и помогая семье. Был продавцом газет, работал на консервной, а потом на джутовой фабрике, ловил устриц в бухте  Сан - Франциско, не уступая в силе и храбрости, плавал матросом на промысловой шхуне, работал в прачечной. Вот что пишет Джек Лондон о тех временах: «В десять лет  я уже продавал на улицах газеты. Каждый цент я отдавал семье и, отправляясь в школу, каждый раз стыдился своей шапки, башмаков, платья. Я вставал в три часа утра, чтобы идти за газетами, а затем не домой, а в школу. После школы – вечерние газеты…» На собственном опыте познал Джек Лондон тяжесть капиталистической эксплуатации. Дух протеста против несправедливости привел его в ряды армии безработных, направлявшихся в Вашингтон требовать у правительства улучшения положения рабочих. Джеку Лондону   было тогда 18 лет. Именно в это время начались его   скитания    по    Америке. Он пересек страну с запада на восток – от Тихого океана до      Атлантики, а затем   с севера на юг, побывав во   многих городах   и   штатах. Джека Лондона арестовали за бродяжничество, и он был  заключен в тюрьму. «Мне были знакомы пути   земные и  бездны  человеческого   унижения», - писал Лондон об  этой поре своей жизни.  Он начинает понимать сущность буржуазной цивилизации, проникается  к ней глубокой ненавистью и ищет пути преодоления социальных  противоречий. Лондон становится членом Социалистической рабочей партии Америки и участником революционного рабочего движения. Он стремится к знаниям, с увлечением читает работы по истории, философии, естествознанию; самостоятельно го товится   и сдаёт экзамены в Калифорнийский университет. Но средств для завершения образования у него нет и студенческая жизнь Джека Лондона длится всего один семестр. Нетрудно понять,  как мучили Лондона хроническое безденежье, чувство каторжной зависимости от жалкого заработка, во имя которого он должен был отказывать себе в чтении и писательском труде. Подлинным университетом для него становится сама жизнь.

В 1897 году он отправляется на Аляску, куда устремились люди из разных стран – американцы,   англичане, французы, немцы… Джеку Лондону не удалось найти золото и разбогатеть, но он открыл для себя Север – суровый край, где он   встретил сильных и мужественных людей.

Джек Лондон с ранней юности мечтал стать писателем. Ему о многом хотелось сказать людям. Но только одного, хотя и страстного,  желания  быть писателем оказалось мало. Нужны были знания, мастерство, а для этого необходимо было много работать. Что может помочь человеку       стать знаменитым писателем? Этот вопрос глубоко волновал молодого Джека Лондона, и он нашёл     на него ответ: упорный труд, хорошее знание жизни, крепкое здоровье и искренность. Он обладал всеми этими качествами и настойчиво развивал их в себе. «Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно; если ваша ценна, будет ценным и ваше сочинение,- писал Джек Лондон в статье «О писательской философии жизни».- Писатель должен держать руку на пульсе жизни».

Творчество Джека Лондона развивалось довольно сложно. Оно разделяется на три периода: первый с 1893 по 1904г., второй – с 1905 по 1910г., третий с 1911 по 1916г.. Но ощущение пульса современной  действительности, присущее Джеку Лондону не покидало его на протяжении всего творчества.  Первые его  рассказы и повести посвящены Северу  «За тех, кто в пути», «Белое безмолвие», «Северная Одиссея», «Закон жизни», «На берегах Сакраменто» и другие. Суровые условия,  в которых живут герои Лондона, люди волевые, не знающие пощады ни по отношению к себе, ни  к другим, знакомят читателей с особым, несколько романтизированным миром, каким в представлении Лондона были Аляска и Север Америки. 

Чаще всего Лондон описывает индейцев и белых, живущих вдали от цивилизации. У них свои законы,  свои моральные принципы, с точки зрения европейцев жестокие, но в тех условиях, в которых живут герои Лондона – справедливые. Волевые черты героев Лондона  увлекают читателей, имеют несомненное воспитательное значение. Жизнь сурова, человек должен быть выносливым, сильным, должен уметь отстоять свои интересы – вот мысли, которые настойчиво подсказывает  Джек Лондон своим читателям. Но нельзя не заметить  и острых противоречий  молодого Лондона. Если здоровый социальный инстинкт  рабочего человека   вел писателя вперёд – к созданию прекрасных образов простых, честных людей, способных молча совершить подлинный подвиг, то в другую сторону толкали писателя  и буржуазная действительность и сильные влияния буржуазной философии, которые он впитывал, пробираясь трудным путем самоучки от одного модного авторитета к другому. Молодой Лондон подчас склонен был считать рабочий класс «дном» человечества, куда всех неудачников  и «слабых» сталкивают путем «естественного отбора» «сильные», пробившиеся к ключевым позициям жизни, к богатству и власти.

Во второй  период Джек Лондон создаёт свои лучшие,  наиболее  зрелые реалистические произведения: повесть «Белый клык», антифашистский роман-памфлет «Железная пята», социальный роман «Мартин Иден», публицистические работы «Борьба классов», сборник  «Революция» и др.     В этих произведениях писатель разоблачает американскую действительность и говорит о необходимости революционного  изменения общества.   Во многих  книгах, Лондон выступает поэтом природы, умея насытить повествование живыми, достоверными подробностями. Повесть «Белый клык» состоит из целого ряда эпизодов, надолго сохраняющихся в памяти. Здесь снова появляются люди в «белом безмолвии» Севера, лишившиеся своих собак, окруженные и преследуемые волками. Затем Лондон рассказывает историю волчонка, описывает его жизнь в лесу и среди людей – у индейца по имени Серый Бобр и у расчетливого и алчного «Красавчика» Смита. История волка приобретает у Лондона черты «биографической повести». Лондон часто очеловечивает образы животных, способных понимать людей и общаться с ними. Такими являются повести «Зов предков», «Майкл, брат Джерри» и рассказы Лондона «Бурый волк», «Меченный» и другие. Далеко не во всех  произведениях Лондона волевые качества его героев сочетаются с благородством их побуждений. В романе «Морской волк»  Лондон создал яркий, запоминающийся, но по сути дела отрицательный образ капитана шхуны  «Призрак»   «волка»  Ларсена, человека жестокого, цинично подчиняющего себе волю других людей, безжалостно расправляющегося со своими подчиненными -  матросами и случайно попавшими на его шхуну молодыми людьми – писателем Хэмфи Ван-Вейденом и поэтессой Мод  Брустер.  Капитан  Ларсен, морской пират, по основным чертам своего облика , является прямой противоположностью капитана Ахава,  героя романа Мелвилла  «Моби Дик». Однако  Ларсен, каким его описывает Лондон, в то время увлекавшийся ницшеанскими героями, в конце романа, по мысли автора, должен вызвать к себе сочувствие читателей.

«Железная пята» Лондона – это произведение подлинно социалистической литературы. Оно замечательно тем, что оно посвящено тяжким битвам за будущее. В этой книге предугадано постепенное развитие фашизма. Но эта книга заставляет верить в победу народа.

В романе «Мартин Иден» раскрываются совершенно другие черты Лондона-писателя – это зрелый художник-реалист, сосредоточившийся на изображении действительности. «Мартин Иден» - роман социальный. В нем резко противопоставлены друг другу  мир американского мещанства  и мир людей труда.  Роман Лондона полон контрастов социальных и контрастов характеров. Большое место в романе занимает проблема нового человека, идущего на смену людям, чьи души искалечены миром собственнических идей. Черты нового человека, предвестника тех, кому должно принадлежать будущее, заметны в Мартине. В его таланте заключено новое восприятие мира. Мартин рожден и воспитан трудовым народом, несет его мораль, его понимание действительности. Кризис, губящий молодого, полного сил писателя, тоже заслуживает того, чтобы читатель задумался над его причинами. Мысль о страшной судьбе подлинного художника в буржуазном мире настойчиво преследовала Лондона.

При этом Лондон, сам прошедший тяжелую школу трудовой жизни, далек от слащавого преклонения перед людьми из народа, прокладывающими себе путь к искусству. Лондон и сам знал, что цель эта может быть достигнута только при огромной требовательности к себе, ценой напряженного труда, открывающего доступ к знаниям, которые другим доставались легко, так как были переданы им опытными учителями, заботами привилегированных школ.

Эстетические идеи Мартина безмерно выше уровня буржуазного искусства. Когда Мартин чувствует, что он должен приноравливаться к этому жалкому уровню, он видит в этом измену  своим заветным мечтам, своим представлениям о подлинном искусстве, которое служит прославлению подлинных подвигов. Только о них хотел писать Мартин.

Начинался третий период – период кризиса. Популярность Лондона-бунтаря стала причиной организованной травли. Его популярность среди студенческой молодёжи, его страстные призывы к революции не на шутку встревожили американскую буржуазию. «Социализм мистера Джека Лондона -  это кровавая война, - говорилось в одном из газетных отчетов о лекциях Лондона, - война одного общественного класса против других классов. Так говорит он. Это разрушительный социализм». Чтобы уйти от травли, Лондон отправился в длительное путешествие на яхте «Снарк».Вернувшись из плавания на «Снарке», Лондон увидел себя знаменитым писателем, которому льстили, с которым заигрывали, незаметно и ловко пытался прибрать его к рукам газетный король Херст.

Жизнь Лондона изменилась. Теперь он решил обосноваться на родной калифорнийской земле, построить ранчо, где он мог бы работать вдали от напряженной жизни большого города, и вместе с тем дом для всякого, кто захотел бы найти кров и помощь. Как часто во время своих блужданий по Америке мечтал юный  Лондон о таком открытом, радушном доме! Теперь он хотел быть его хозяином.

Этот идеал, конечно, носил черты романтической патриархальности, в которую хотелось уйти писателю из царства Железной пяты, пока она его не раздавила. Вместе с тем в этом идеале было и нечто традиционное для большой американской литературы: в ней человек и природа глядят друг на друга и не могут наглядеться – так им хорошо вдвоём. Очертания этой утопии – обязательно трудовой, ибо Лондон и здесь остался поэтом труда, - замечены в его произведениях  «Путешествия на «Снарке», «Время не ждет» и др. Конец этой утопической линии творчества Лондона был трагичен: роман «Маленькая хозяйка большого дома» при всех недостатках, все же свидетельствовал, что и  на своём калифорнийском  ранчо писатель не нашел душевного покоя. Трагическое начало в целом заметно усиливается в творчестве Лондона после «Мартина Идена». Оно звучит не только в истории «Маленькой хозяйки», но и в «Межзвездном скитальце», «Джоне –ячменное зерно», и в группе повестей и рассказов о будущем человечества – нечто прямо противоположное революционному оптимизму «Железной пяты».

При всем при этом он оставался  большим писателем и в эти годы. Из под пера Лондона все ещё выходили порой первоклассные произведения, сверкавшие новизной темы и выполнения. Новелла «Мексиканец»(1911), напоминающая о народных характерах, относится к числу лучших американских новелл  XX  века. Циклы тихоокеанских рассказов открыли перед читателем новый мир, поведали о трагедии целых народов, гибнущих в ходе безжалостного «освоения» Тихого океана европейцами, познакомили с неповторимыми  человеческими характерами, которые сложились на островах Тихого океана.  С прежним блеском написан и новый цикл северных рассказов о приключениях Смока Белью (1912) и новелла «Как аргонавты в старину…»(1916) – это последнее произведение Лондона-романтика.

Последние годы творческого пути Лондона в целом все-таки не могут быть охарактеризованы только как годы упадка. В творчестве Лондона 10-х годов просматривается обострение борьба противоречий большого писателя.

Значение Джека Лондона в развитии американской литературы определяется тем, что он впервые коснулся многих вопросов социальной жизни.  «Я сохраняю веру и благородство и величие человека, - писал Джек Лондон в статье  «Что значит для меня жизнь». – Я верю, что чистота и бескорыстие духа победит господствующую ныне всепоглощающую алчность. И наконец, - я верю в рабочий класс».  Утверждающие эту веру произведения Джека Лондона продолжают свою жизнь.

Ниже предлагаем Вам викторины, которые можно провести среди читателей и учащихся.

 

Викторина по книге Д.Лондона  «Белый клык».

1.Назовите настоящее имя автора повести о Белом Клыке ?

   ( Джон Гриффит Лондон)

2. В каком году была написана  повесть  «Белый Клык» ?

    (повесть была написана в 1906 году.)

3. Кто считается дальним родственником домашней собаки ?

     ( собаки произошли от волков)

4. Кто и почему дал волчонку  кличку Белый Клык ?

     (индеец  Серый Бобр назвал  волчонка  Белый Клык, потому,

       что у волчонка были белые клыки)

5. Чем закончился поединок между Белым клыком и бульдогом

       Чероки ?

     (Бульдог Чероки впился в шею Белому Клыку и чуть не задушил

      его. Спас Белого Клыка Уидон Скотт и он выкупил его у красав-

      чика Смита)

6. Какое чувство не было знакомо Белому Клыку до встречи с Уидоном

    Скоттом? ( После встречи с У.Скоттом Белый Клык стал испытывать

    чувство любви и тоски по хозяину)

7. Какие события  заставили  залаять Белого Клыка?

    ( Впервые он залаял когда лошадь не захотела слушать хозяина,

      а потом когда хозяин сломал ногу и надо было позвать людей)

8. Какие качества требовала от Белого Клыка цивилизация (жизнь

    в городе) ? (подчинение хозяину, он разрешал гладить и ласкать себя

     ему нельзя было охотиться и нападать на чужих собак)

9. Как Уидон Скотт пробудил чувство доверия в Белом Клыке ?

    ( У.Скотт не стал бить Белого Клыка хотя тот и укусил его, Скотт

      наоборот стал приучать собаку брать мясо с руки, начал гладить его)

10. Как реагировал Белый Клык на попытки приручить его ?

      (Сначала Белый Клык думал, что Уидон Скотт ударит его, не хотел

        брать мясо с руки, а на попытки погладить его рычал)

11. Как Белый Клык выражал свою любовь к хозяину?

      (прижимался головой к хозяину, махал хвостом когда радовался)

        12. Какое имя дала Белому Клыку жена Уидона Скотта ?

      (жена Уидона Скотта назвала его Бесценный Волк потому что Белый

      Клык спас их от нападения беглого преступника Джима Холла)

 

Викторина по книге Джека Лондона «Сказание о Кише»

 

  1. Перечислите героев «Сказания о Кише»
  2.  В какой части Земного шара происходит действие «Сказания о Кише»?
  3. Почему именно это место выбрал Джек Лондон для своего повествования?
  4. Какой народ выбрал писатель в качестве своих героев?
  5. Кем был отец Киша?
  6. Что досталось в наследство Кишу от отца ?
  7. С какой целью пришел мальчик на совет старейшин ?
  8. Из чего состоял «улов» Киша на первой охоте?
  9. Почему охота мальчика всегда была удачной?

10. В чем заключался  секрет маленького мальчика ?

11. Киша обвиняли в колдовстве. Что послужило поводом для этого?

12. Что сделала Айкига  в знак скорби по сыну ?

13. Как решили соплеменники узнать тайну  «удачной охоты» Киша?

14. Какое положение занял Киш в племени, когда стал взрослым ?

15. Благодаря каким качествам характера он этого достиг ?

 

Ответы:

  1. Киш – мальчик—эскимос 13 лет, Клош-Кван – вождь племени, Бок –    отец Киша, Айкига – мать Киша, Ук-глук – охотник племени, Бим и Боун – лучшие охотники
  2. На Аляске, на берегу Северного ледовитого океана.
  3. Здесь живут сильные и мужественные люди.
  4. Эскимосы (инуты)
  5. Отважным охотником
  6. Копье
  7. Просить справедливого раздела пищи
  8. Медведица и два медвежонка
  9. Киш знал один секрет

10. В шариках из китового уса

11. Всегда удачная охота на медведей.

12. Вымазала лицо сажей и рвала волосы на голове

13. Двое охотников пошли за ним по следам

14. Стал вождем племени

15. Смелость, справедливость, ответственность ( варианты).

 

Список использованной литературы :

  1. Джек Лондон. Зарубежная детская литература.// М: Просвещение, 1974.
  2. Джек Лондон. Зарубежная литература XX века. // М: Просвещение,1981
  3. Джек Лондон.  История американской литературы,ч.II // М: Просвещение,1971
  4. Н. Михальская. Джек Лондон – певец мужества и стойкости//Д.Лондон. Мексиканец. //М.: Детская литература,1985
  5. Орлова Р. «Мартин Идеен» Джека Лондона. //М.: Художественная литература,1967
  6. Садагурский А. Джек Лондон. Время, идеи, творчество. // Кишинев, 1978

 

 


Назад