Узбекская литература

1632 marta o'qildi
Саид Ахмад

Узбекский прозаик Саид Ахмад также принадлежит к числу людей, которые внесли весомый вклад в историю отечественной литературы. Его часто называют автором одного произведения. Действительно, Саид Ахмад написал гениальную пьесу “Бунт невесток”, которая сразу же поставила его в один ряд с классиками узбекской литературы. Но кроме этой пьесы, он написал достаточно много прозаических произведений, интерес к которым со стороны читателей вполне устойчивый.

Саид Ахмад

Узбекский прозаик Саид Ахмад также принадлежит к числу людей, которые внесли весомый вклад в историю отечественной литературы. Его часто называют автором одного произведения. Действительно, Саид Ахмад написал гениальную пьесу “Бунт невесток”, которая сразу же поставила его в один ряд с классиками узбекской литературы. Но кроме этой пьесы, он написал достаточно много прозаических произведений, интерес к которым со стороны читателей вполне устойчивый.

Саид Ахмад Хусанходжаев родился в 1920 году в Ташкенте. Его самостоятельная взрослая жизнь складывалась трудно и сложно. Он пробует себя в различных сферах жизнедеятельности, но, в конце концов, понимает, что без творчества его жизнь не будет иметь смысла. С самого начала сороковых годов он начинает работать в различных творческих коллективах, редакциях журналов, газет, в радиокомитете.

Творческая биография писателя также начинается примерно в этот же период – в конце тридцатых - начале сороковых годов прошлого столетия.

Свой первый сборник рассказов “Дар” Саид Ахмад выпускает в 1940 году. Этот сборник был воспринят критиками несколько сдержанно, хотя даже по рассказам, включенными в сборник, просматривалось тонкое и внимательное отношение автора к жизни, искусное владение языком, особенность авторского психологизма. Безусловно, это были рассказы-этюды начинающего писателя, особое своеобразие которых, тем не менее, ярко характеризовала творческую индивидуальность автора.

Годы Отечественной войны были для Саид Ахмада не только годами тяжелых испытаний, но и огромной школой жизни. Именно в этот период писатель много работает над собой, пишет значительное количество произведений в различных жанрах. Прежде всего, это рассказы, фельетоны и очерки.

В 1942 году выходит в свет второй сборник его рассказов “Мужественное сердце”, а уже после войны, в конце сороковых годов, две очередные книги “Ферганские рассказы” (1948) и “Мухаббат” (1949). Они стали ярким свидетельством возросшего мастерства, самобытности творческого дарования, трудолюбия и настойчивости автора. Он показал, что может быть ироничным, лаконичным и, что особенно ценно, глубоким.

Конечно, не все созданное им в этот период заслуживает внимание. Но одну особенность следует отметить особо: в своих рассказах Саид Ахмад не рассказывает о тех или иных событиях, он их показывает, пытаясь проникнуть внутрь содержания. При этом писатель пытается затронуть серьезные проблемы, волнующие не отдельных людей, целое поколение.

Следовательно, он смотрит на происходящее обобщенно вдумчиво, не только как лирик-новеллист, но и как тонкий психолог.

Для настоящего мастера тесны рамки одного жанра. И он смело пробует себя в других, более крупных прозаических жанрах. Саид Ахмад параллельно с рассказами работает и над несколькими повестями, которые были опубликованы в конце пятидесятых годов. Это, прежде всего, его повести “Родные просторы” (1957) и “Приговор” (1958). Этими произведениями автор подготовил почву для создания известной трилогии “Горизонт”, работа над которой продолжалась писателем более десяти лет.

Это сложное объемное произведение стало значительным событием в узбекской литературе. Вначале автор пишет вторую часть “Дни расставания” (1964), затем – третью “На пороге горизонта” (1969) и, наконец, - первую “Сорок пять дней” (1974). За это произведение писатель был удостоен Государственной премии Узбекистана им.Хамзы.

В 1988 году Саид Ахмад создает еще одно крупное произведение – роман “Безмолвие”.

И все же наибольшую известность принесли Саид Ахмаду его пьесы и, прежде всего, “Бунт невесток”. Это, несомненно, эпохальное произведение в узбекской литературе.

Практически все события в комедии “Бунт невесток” происходят в большой узбекской семье, которая живет по своим внутренним правилам, установленными Фармон-биби.

 

Многие детали в пьесе, язык отражают быт и особый уклад узбекской семьи, они близки и понятны читателю. Все это создает особую атмосферу в произведении.

Комедия заканчивается счастливым концом, и многие вопросы разрешаются. Однако многочисленные проблемы остаются. И сегодня, по прошествии нескольких десятилетий, многое в пьесе звучит современно и злободневно. И в этом особое мастерство Саида Ахмада, который продолжает много и интересно работать и сегодня.


Назад